крейсерская подводная лодка XIV серии
Заложена 10 декабря 1937 года под стапельным номером 108 на заводе № 196 в Ленинграде. 14 (по другим данным 16) августа 1939 года подводная лодка спущена на воду, 30 ноября 1940 года вступила в строй, и 3 февраля 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Жукова Аркадия Александровича вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Весной 1941 года «К-21» была включена в состав отряда кораблей ЭОН-11 и начала подготовку к переходу на Северный флот. Для прохождения Беломоро-Балтийского канала субмарину разгрузили, сняв с нее часть приборов и механизмов. 8 июня «К-21» начала переход, успев к началу войны пройти Ладогу и Онежское озеро. Утро 22 июня застало корабль у первого шлюза Беломорканала в Повенце. Получив известие о нападении Германии подлодка, отрубив понтоны, перешла 40 км южнее в губу Черная, где встала под берегом, замаскировавшись ветками.
В течение первых ночей войны немецкая авиация подвергла бомбардировке шлюзы Беломорканала, сумев нанести им серьезные повреждения, исключавшие проход кораблей. Ожидая окончания ремонтных работ на шлюзах, «К-21» отошла к поселку Вознесенье близ устья Свири. Наконец, когда ремонтные работы на шлюзах были завершены, 6 августа подлодка продолжила движение, прибыв в Беломорск 24 августа. 6 сентября корабль перешел в Архангельск, где на Заводе «Красная Кузница» на субмарину вернули все то, что было снято с нее перед переходом на Север. 10 сентября «К-21» была зачислена в состав Учебной бригады ПЛ Беломорской флотилии.
После прохождения докования и ускоренного курса боевой подготовки экипажа, подлодка 23 октября направилась в Полярное. В тот же день в горле Белого моря «К-21» была обнаружена немецкой субмариной «U-576». К счастью, подлодка противника не атаковала, зато утром 24 октября в районе Поноя внезапно вынырнувший из облаков тяжелый истребитель «Bf-110» обстрелял «К-21» из пулеметов, оставив в ее легком корпусе и ограждении рубки 13 пробоин и легко ранив краснофлотца Павла Шорникова. Уйти на срочное погружение субмарина не смогла, так как последний раз дифферентовка корабля проводилась в Архангельске после погрузки аккумуляторов и твердого балласта. Благодаря пресноводной воде Двинского залива, в условиях плавания в Баренцевом море субмарина получила дополнительную плавучесть, и не сумела вовремя скрыться под водой. К вечеру подводная лодка прибыла в Полярное и зачислена в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ СФ.
9 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «Б-4». 11 сентября 1954 года субмарина выведена из боевого состава и обращена в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-51», 17 августа 1956 года переформирована в учебно-тренировочную станцию «УТС-5».Летом 1983 года после восстановительного ремонта подводная лодка установлена в качестве мемориального корабля и филиала музея Северного флота на площади Мужества в городе Североморске.